пятница, 7 июня 2013 г.

Дневник путешествия, июнь 2013, часть 7

День тринадцатый, 30 мая
Кемпинг Camping Village Roma находится на въезде в Рим. Очень хорошо обустроен: ресторан, бар, магазин, прачечная, бассейн. Большая стоянка для кемперов, кто приезжал в них, там же и жил, стоянка такая обходится всего в 5 евро за ночь. Из кемпинга ходит шатл в аэропорт и до Ватикана, которым мы и воспользовались после завтрака.
Кемпинг
дальше много фото)



 Наше бунгало

Как только мы сели в автобус и отправились в город, начался дождь. Зонты-то у нас были, но дождь усиливался. И когда нам нужно было выходить, он лил уже, как из ведра. После 5-минутной прогулки ноги по колено были мокрые. Купили на улице накидки, дошли до Ватикана, встали в огромную очередь, чтобы попасть в Собор Святого Петра, дождь закончился)
Простояв в очереди почти час, и прикинув, что стоять еще ой как долго, поинтересовались у сыночка, очень ли ему хочется попасть внутрь. Получив ответ, что он переживет, а мы там уже были, очередь мы покинули. И отправились в почтовый вагончик, который стоит тут же на площади, отправили сами себе открытку с видом Ватикана. Теперь ждем ее)))

Очередь в Собор извивается змейкой
Собор Святого Петра (итал. Basilica di San Pietro in Vaticano; Базилика Святого Петра) — католический собор на территории суверенного государства Ватикан. Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римско-католической церкви. До 1990 года собор св. Петра в Риме являлся самым большим христианским собором в мире, в 1990 году его превзошел собор в Ямусукро, столице африканского государства Кот'д Ивуар (Берег Слоновой Кости). Размеры собора Св. Петра просто потрясают. Он занимает площадь в 22067 кв.м. Высота собора - 189 м. Архитектурный стиль: Возрождение и барокко. Забавно, что второй по размерам христианский храм во всем мире расположен в самом крошечном государстве на нашей планете.
Собор был заложен в 324 г. по приказу императора Константина. Выбор места был не случаен — считается, что тут был замучен святой Петр. Константин лично принимал участие в закладке собора — он сам копал землю и устанавливал 12 корзин (по числу апостолов). Собор, который поражает своим величием всех сегодня, был возведен в XVI-XVII вв., а точнее — был перестроен из базилики Святого Петра. В строительстве собора принимали участие все великие архитекторы тех времен — в том числе и великий Рафаэль, и Микеланджело — и каждый оставил там не только частицу своего таланта, но и частичку души.

На вершине собора расположены более пяти метров высотой статуи Христа и апостолов.

Площадь построена в форме эллипса с максимальным диметром в 240 метров.

В центре площади стоит египетский обелиск XIII в до н.э. из розового гранита высотой 25,5 метров, который был привезен в Рим еще императором Калигулой в 37 году!
В Ватикане — центре Римско-Католической Церкви — находится резиденция Папы Римского.
На верхнем этаже второе окно справа (здание в центре на фото) - окно кабинета Папы, откуда иногда он машет рукой туристам и паломникам
Итак, перешагнув белую линию границы между Италией и Ватиканом, мы отправляемся на прогулку по Риму) Какое это наслаждение - гулять по Риму!!! Когда я попала в Рим впервые, я решила, что обязательно сюда вернусь. Свершилось, я снова в Риме!!! Не зря же я бросала монетку в фонтан Треви)))
Вечный город, Священный город, город на семи холмах, Врата апостолов, Столица мира и просто Город с большой буквы - все эти громкие названия принадлежат Риму. На протяжении своего 3000-летнего существования этот город накопил не только бесценные культурные сокровища и богатую историю, но и создал независимое государство на своей территории - Ватикан. Рим привлекает туристов уже много столетий и до сих пор остается одним из самых прекрасных и романтичных городов мира.
От собора св. Петра по улице Кончилиационе, проложенной Муссолини в 1930 гг, идем к набережной Тибра 

  Тибр, Мост Умберто
Согласно самой распространенной легенде, Рим был основан братьями Ромулом и Ремом примерно 2800 лет назад. Согласно той же легенде, они были детьми царицы, брат которой приказал бросить детей в реку Тибр. Корзину с младенцами прибило к берегу, в тех местах, где сейчас расположен Рим, где их вскормила волчица.

Мост Святого Ангела (итал. Ponte Sant’Angelo) — пешеходный мост через Тибр в Риме, построенный в 134—139 гг. римским императором Адрианом. Поскольку мост вёл к мавзолею Адриана (ныне замок Святого Ангела), римляне называли его «мостом Адриана» или «мостом Элия». Облицован мраморными плитами. В 1450 году перила моста не выдержали наплыва паломников, спешивших на празднование к собору св. Петра, и обрушились в реку; множество пилигримов погибло. В ответ папа велел снести древнюю триумфальную арку, которая якобы перекрывала выход с моста. C XVI в. установился обычай вывешивать на мосту тела казнённых преступников. Тогда же на мосту появились статуи апостолов Петра (работы Лоренцетто, 1530) и Павла (работы Паоло Романо, 1463), к которым с подачи Бернини добавилось ещё десять статуй ангелов. Две статуи ангелов (оригиналы) хранятся в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте.

Мост Святого Ангела и замок Сант Анджело (Святого Ангела)




Улицы вдоль набережной называются lungoteveri («вдоль Тибра»).

Дома в центре Рима невысокие, максимум пять или шесть этажей. Но каждый дом чем-то примечателен.



Улица Кондотти, ведущая к Испанской площади, — самый популярный маршрут для любителей шоппинга. Здесь находятся магазины знаменитых (и дорогих) кутюрье и ювелиров.


 Prada

Известное Кафе Греко. Оно расположено в доме 86. Основанное в 1760 году, это кафе раньше было местом встречи иностранных интеллектуалов и деятелей искусства, приезжавших в Рим. Здесь Гоголь занимался написанием своих Мертвых душ; в кафе Греко черпали вдохновение и Гёте, и Шопенгауэр, и датский скульптор Бертель Торвальдсен.

Расположенная на площади Испании знаменитая лестница является одним из самых популярных туристических мест в Риме. Любят это место и сами римляне, часто выбирая испанскую лестницу как место для встреч и свиданий.

Сева на испанской лестнице с кулечком жареных каштанов

 И папе каштаны достались)

и маме)))

В средние века на площади Испании находилась резиденция испанского посольства при дворе Ватикана. Отсюда и произошло название площади. Дворец испанского посольства доминировал над всей площадью Испании. Чуть позже это место облюбовали и французы, которые возвели на холме Пинчо в конце 16 века церковь Святой Троицы (Тринита-деи-Монти).

Церковь Пресвятой Троицы на самом верху испанской лестницы 


В любое время года лестница не перестает удивлять. Летом на ступенях знаменитой лестницы проводится показ коллекций Высокой моды с участием знаменитых кутюрье. Весной Испанская лестница благоухает украшающими ее цветущими азалиями, зимой туристы стремятся сюда, чтобы увидеть устроенные на ступенях рождественские сцены. Со ступеней Испанской лестницы открываются великолепные виды в любое время года и в любое время суток.

У подножья испанской лестницы находится фонтан Баркачча , построенный в 1629. Его создал Пьетро Бернини, отец знаменитого Джан-Лоренцо, сумевший использовать небольшую скорость струящейся воды и сконструировать подобие полузатопленной лодки. Говорят, что прообразом фонтана стала лодка, которую нашли прямо на этой площади после того, как воды Тибра вернулись в свое русло по окончании наводнения.

Колонна Непорочного Зачатия Девы Марии на площади Магнанелли была установленна по приказу Папы Пия IX в честь провозглашения догмата о непорочном зачатии.

Одним из самых известных и выдающихся фонтанов “Вечного города” считается фонтан Треви. Он является самым крупным в Риме. Его название означает всего лишь «фонтан трех», имея в виду, что здесь сходятся три улицы. Этот фонтан в стиле барокко был построен в 1732—1762 годах архитектором Николой Сальви перед величественным палаццо Поли, второй этаж которого в 1830-х гг. снимала русская княгиня Зинаида Волконская. Княгиня была известной меценаткой и светской красавицей, поддерживавшей дружеские связи с Пушкиным, Вяземским, Гоголем. Княгиня умерла в Риме, ее прах покоится здесь же, на площади Треви, — в расположенной напротив фонтана Треви церкви Санти-Винченцо-э-Анастасио (Chiesa dei Santi. Vincenzo e Anastasio).
Великолепный фасад дворца Поли и пышный фонтан создают общую, потрясающую по красоте, картину. На фоне роскошного дворца фонтан выглядит еще грациознее. Фонтан Треви полностью посвящен морю. Мифический бог Океан (по некоторым мнениям Нептун), стоя на огромной колеснице в виде морской раковины, управляет водными каскадами. Находящаяся за его спиной центральная ниша дворца, создаёт впечатление, что бог Океан выехал через неё на своём роскошном транспорте, который тянут морские коньки и тритоны. Журчащие потоки воды изящно струятся по остальным фигурам и шумно срываются, обрушиваясь на камни, тем самым, создавая чарующий звук волн, бьющихся о морской берег. По бокам от бога Океана в нишах расположились аллегорические фигуры, а вверху – барельефы. На одном из барельефов – девушка указывает римским солдатам на источник, а именно, акведук, поставляющий воду для “его величества фонтана”.
На площадь ежедневно стекаются мириады туристов, чтобы иметь возможность полюбоваться фонтаном Треви и бросить монеты в его бассейн. Существует поверье, что человек, бросивший в воду монетку, вернётся в Рим еще раз. Во время еженедельной чистки бассейна со дна извлекается сумма в среднем достигающая 11 000 долларов. Собранная сумма передаётся благотворительной организации. При чем, есть такое поверье, что если сделать это три раза, то: первая монетка даст возможность вернуться в Рим, вторая — поможет встретить в Риме свою любовь, а третья — гарантирует бракосочетание.  Так что, кто хочет встретить любовь - все в Рим!)))
Мы в этот раз снова бросили по монетке, по одной))) А бросать их нужно специальным способом: встать к фонтану спиной и кинуть монетку правой рукой через левое плечо. Так прикольно смотреть на туристов во время этого ритуала)))
Фонтан Треви был запечатлён во многих фильмах. Это мелодрама “Римские Каникулы” с Одри Хедберн и Грегори Пеком, картина Федерико Феллини “Сладкая жизнь”, где фонтан стал третьим главным героем наряду с Анитой Экберг и Марчелло Мастроянни, комедия “Безумно Влюбленный” с Орнеллой Мути и Адриано Челентано. Когда мы были в Италии в прошлый раз, а это была поездка через турагенство, нам в автобусе после экскурсий (переезды были долгими) включали фильмы, действие которых разворачивается на улицах итальянских городов. И как же приятно было пересматривать эти фильмы и узнавать места, которые увидел буквально несколько часов назад)

В Риме очень много мотоциклов. Они на большой скорости ездят по узеньким римским улочкам, компанию им составляют в основном смарты и автомобили не сильно превосходящие смарт по размерам. А вот велосипедов в Риме почти нет. Хотя во Флоренции все наоборот - много велосипедов, которым отводится до половины ширины всех дорог, и почти нет мотоциклов. Ну а уж в Венеции нет ни мотоциклов, ни велосипедов, ни машин - там только водный транспорт. В целом итальянские водители всегда останавливаются пропустить пешеходов и в положенном месте, и неположенном, и на разрешающий сигнал светофора, и на запрещающий. На узеньких пешеходных улицах и мотоциклы и машины всегда останавливаются, чтобы пропустить пешеходов, на какой скорости они бы не ехали. Поэтому в целом проблема решена хорошо - пешеходы и водители живут в согласии - никто никому не мешает, и все нормально функционирует.

Пройдя по улице Via del Corso мы попадаем на площадь Колонны. Площадь колонны (итал. Piazza Colonna) названа так в честь расположенной на ней колонны Марка Аврелия, которая дала название и одноимённому району столицы Италии. Воздвигнута эта колонна была в 180 году, уже после смерти императора, в честь его побед над варварами, которые тот одержал на берегах Дуная.
Площадь Колонны и сама колонна

Галерея Колонна

Палаццо Монтечиторио и египетский обелиск перед ним, привезенный в Рим из Гелиополя при императоре Августе в 10 г. до н. э. К вершине обелиска прикреплени золотой шар, который отбрасывал тень на линейки, прочерченные на площадке. Предполагается, что это устройство служило для составления гороскопа императора Августа
Несколько столетий назад здесь располагалась самые модны кофейни Рима, в которые стремилась молодежь со всей Европы. А сегодня здесь в палаццо Монтечиторио, фасад которого был декорирован Бернини, заседает нижняя палата итальянского парламента.


Церковь Santa Maria in Aquiro



Церковь Санта Мария Маддалена. Построена в конце XVII в. Фасад, в отличие от барочной церкви был спроектирован в необычном для Рима стиле рококо.

Следующим объектом для осмотра у нас был Пантеон - храм, посвященный всем богам.
Пропорции Пантеона отличаются исключительным совершенством. Диаметр ротонды почти равен высоте храма, купол изнутри представляет собой точную полусферу. Марк Агриппа, зять императора Августа, построил его в 27 году до н.э. в честь всех богов. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». После пожаров в 80  и 110 годах до н.э. Пантеон был восстановлен в нынешнем виде при императоре Адриане в период между 110 и 125 гг. н.э. Этот монументальный архитектурный памятник сохранился до наших дней исключительно благодаря императору Фоке, который в 608 году отдал его папе Бонифацию IV. Папа переосвятил языческий храм в христианский, и перевез в него из катакомб останки первых христиан. В XIV веке строение использовалось как крепость, а в XVII по приказу Папы Урбана VIII сняли с крыши Пантеона бронзовое покрытие портика и отлили из него балдахин для собора Святого Петра.
Сегодняшний Пантеон, пережив четырехсотлетний период упадка, привлекает туристов не только удивительной историей, но и тем, что в нем покоятся останки итальянских королей — Виктора Эммануила II, Умберто I, королевы Маргариты. Тут же можно увидеть скромную могилу Рафаэля, а также надгробья художников Дзуккари и Карраччи. По прошествии веков слово «пантеон» стало нарицательным, ныне оно обозначает место погребения достойных граждан Отечества. Сейчас в Пантеоне церковь Санта Мария (Santa Maria ad Martyres). 
Перед пантеоном в центре площади Ротонды находится фонтан работы Джакомо делла Порта 1575 года с египетским обелиском из красного гранита высотой 6,34 м (общая высота с фонтаном и постаментом - 14,52 м) из египетского города Гелиополис, где его изготовили для фараона Рамзеса II в 8 веке до н.э. Обелиск перевез в Рим Домициан для того, чтобы украсить храм Исиды. А на площади он появился в 1711 году по указу папы Клемента XI. Фонтан украшен большими масками, дельфинами и гербами.
Женя пьет воду у фонтана
Воду из фонтанов в Риме можно пить без опасения расстроить желудок. И туристы и местные жители охотно набирают её в пластиковые бутылочки и стаканчики вовсе не потому, что бутилированная вода в Вечном городе стоит дорого – бутылка ёмкостью 0,5 литра продаётся в киосках за 3-3,5 евро. Просто вода из струи фонтана необычайно прохладна и вкусна, и после неё вода из бутылки за обедом в римской пиццерии кажется водопроводной.

  В античные времена в Пантеоне поклонялись главным римским богам: Юпитеру, Венере, Нептуну, Марсу, Меркурию, Плутону и Сатурну. Во время церемоний в жертву приносили животных. Сегодня о языческих обычаях в храме напоминает лишь «окулус» — отверстие в куполе, имеющее диаметр 9 метров, под которым в древности находился жертвенный алтарь. Еще одна легенда повествует, что изначально строение не имело дыры в куполе, ее пробили злые духи языческого храма, метавшие в страхе при звуках первой мессы. Толщина стен сооружения — 6 метров, ширина купола — 43,3 м: в помещение Пантеона можно вписать идеальную сферу.

Этот вечно распахнутый проем, без сомнения, символизирует небесное око, сквозь которое боги взирают на человечество.

После Пантеона мы отправились на площадь Навона - одну из самых красивых площадей Рима, а также одну из самых популярных тусовок города.
На этой площади Рима круглые сутки царит атмосфера праздника — сюда стекаются туристы со всего города. Площадь имеет овальную форму, которой она обязана античному стадиону, построенному еще Гаем Юлием Цезарем, а затем перестроенному Домицианом (I в. до н. э.). Руины стадиона со временем превратились в стены окрестных домов — древние камни и по сей день можно увидеть с наружной стороны площади. До 1869 года на площади располагался рынок, в праздничные дни здесь устраивали гуляния с костюмированными боями и другие состязания (с греческого — агоны), что, в конце концов, и дало название площади (agone — nagone — navona).
Центральное место на площади Навона занимает фонтан Четырех Рек работы Джан Лоренцо Бернини. Его украшают скульптурные изображения крупных мировых рек — Ганга, Дуная, Нила и Ла-Платы, символизирующие четыре континента — Европу, Азию, Африку и Америку. В центре фонтана находится египетский обелиск (16,54 метра), выполненный из асуанского гранита для Домициана, причем, иероглифы, восславляющие самого Домициана, Веспасиана и Тита, были нанесены уже в Риме. В 1651 году папа Иннокентий X приказал перенести обелиск на площадь Навона, и украсить фигуркой голубя с оливковой ветвью — символом семьи Памфили. Вокруг обелиска Бернини и выстроил свой знаменитый фонтан.

Дополнительный повод для всенародной популярности площади дала святая Агнесса, одна из самых почитаемых в Риме мучениц, с которой пытались разделаться как раз на стадионе Домициана. Эта целомудренная девица отказала во взаимности сыну проконсула, за что ее бросили голой на арену цирка на потеху зрителям и гладиаторам. Потеха не удалась - у будущей святой вдруг выросли волосы до пят, и в конце концов пришлось без лишних затей отрубить ей голову. Агнессе посвящен храм в самом центре площади - церковь Святой Агнессы Борромини (Sant Agnese in Agone). 
На площади расположились многочисленные кафе и пиццерии. В одной из них посидели и мы, отведав пиццу и местное пиво. Пицца была великолепной, а пиво - м-м-м, просто прелесть))) Только цены на все это нам не очень понравились) Но что делать - центр Рима. Мужу я сказала: "Забудь про цены, расслабься и получай удовольствие". Что мы и сделали)

Фонтан Нептуна в северной части площади. Фонтан Нептуна, установленный на площади в конце XVI века, сначала был без скульптур, Нептун и окружающие его фигуры датируются XIX веком.
Папа Иннокентий Х, когда средства на обустройство столь любимой им площади Навона стали заканчиваться, ввел новый налог — на фонтаны, на что получил ответ от жителей Рима: «Pane, pane, non fontane!» (Хлеба, хлеба, а не фонтанов!).

В декабре на площади открывается рождественский базар и фестиваль в честь колдуньи Бефана, приносящей плохим детям уголь, а хорошим – подарки. Здесь собираются художники, портретисты, фокусники, показывающие свое искусство и торгующие своими произведениями. Сегодня площадь Навона - это очень дорогой элитарный район, где живут самые знаменитые и богатые режиссеры, актеры, художники, в том числе и сам Адриано Челентано. Говорят, что в кафе-мороженных на этой площади – самое вкусное мороженное в Риме, но мороженое мы там не попробовали, с пивом оно как-то не очень))


Фонтан Четырех Рек (Fontana dei Quattro Fiumi)


Фонтан Мавра работы Бернини (1654 г), скульптура Мавра выполнена Джован Антонио Мари по модели Бернини, тритоны, которых мы видим сегодня, копии (оригинальные находятся на вилле Боргезе).

Церковь святого Андрея Авеллино (Sant'Andrea della Valle)

Купол церкви Sant'Andrea della Valle
Ее строительство было начато в 1591 году Джакомо дела Порта и завершено в 1623 году Карло Мадерно, фасад добавлен в 1665 году Карло Раиналди. Возвышаясь над зданиями города, церковь состоит из одного нефа в окружении часовни.
Благодаря проекту Карло Мадерно, купол церкви Sant'Andrea della Valle является вторым по величине в Риме (после базилики Святого Петра), высота которого достигает 16,1м. Он весь пронизан окнами, которые освещают фрески Джованни Ланфранко. На фресках изображен Иисус Христос, святой Андрей, святой Петр и Успение Девы Марии.







Площадь Торре Арджентина (Largo di Torre Argentina) берет свое название, кто бы мог подумать, от города Страсбург. Его древнее латинское название – Аргенторатум, Argentoratum. В 1503 году, некий Иоганн Бургхард, папский Церемониймейстер родом из Страсбурга, купил здесь землю и построил на ней башню, дав ей название Страсбурская (Torre Argentina). В 1926 — 28 годах на площади начались раскопки храмового комплекса времён Римской республики. В ходе раскопок были обнаружены остатки четырех храмов, расположенные ниже уровня дороги


У подножия Капитолия




Неподалеку от южного берега Тибра над Римом возвышается один из семи холмов, ставший в свое время первоначальной основой города – величественный и возвышенный Капитолий. Не смотря на небольшую по сравнению с другими римскими холмами высоту и площадь, Капитолию удалось стать важнейшим религиозным центром итальянской столицы. Сейчас подняться на холм можно по трем лестницам: левая (122 ступени) круто поднимается к церкви Санта-Мария ин Арачели; центральная, широкая и пологая, лестница с бордюром работы Микеланджело; а справа есть еще одна неприметная лестница и проезжая дорога.
Если подниматься на Капитолийский холм по тем крутым ступеням, которые слева — по лестнице Арачели, вы попадете в одну из самых древних и «истинно» Римских церквей – церковь Базилика Санта-Мария-ин-Арачели. Она находится на том месте, где во времена древнего Рима стоял храм Юноны, а также отсюда сверху вниз провозглашал свои лозунги и речи Риенцо.
Церковь Санта-Мария ин Арачели
В церкви Санта-Мария-ин-Арачели в одной из капелл стоит красочная статуя розовощекого младенца, с головы до пят сверкающая драгоценностями. Это статуя из оливкового дерева не представляет из себя ничего особенного с точки зрения искусства или изящества или драгоценности. Тем не менее этот самый Младенец Христос знаменит наверное не только на всю Италию, но и довольно известен многим во всем мире. А знаменита эта барочная статуя своими способностями лечить. Причем, не просто лечить, а приходить на помощь в самую последнюю минуту, изгонять злейшие болезни, когда уже врачи не могут ничем помочь. Я не знаю как в наши дни, но раньше «Бамбино» вывозили каждый день к одру тяжелобольных в Риме (об этом пишет Генри В. Мортон), ее якобы даже вывозили постоянно на такси в родильные дома и на дом к тяжелобольным. Он был весь окружен письмами и записками от людей из различных стран (с просьбами о помощи), а также обвешан драгоценностями (в благодарность от кого-то за излечение). Но не может же «Бамбино» успеть везде и ко всем, тем более, что о нем слава пронеслась по всему миру: поэтому со всего мира и по сей день ему шлют письма и несут драгоценные подарки. К сожалению оригинал врачевателя был украден в 1994 году и сейчас то, что мы видим в капелле Санты-Марии-ин-Арачелли есть всего лишь копия чудотворного «Санто Бамбино». Вполне возможно, что если не рассказывать миру о том, что это всего лишь копия, то сила самовнушения будет делать свое дело и люди будут получать выздоровление, а намоленный «Бамбино» снова обретет способности своего оригинала :)

Центральная лестница Кордоната на Капиталийский холм

Одна из статуй Диоскуров, божественных братьев-близнецов, детей Зевса и Леды.

Поднявшись по центральной лестнице, мы попадаем на Капитолийскую площадь. Это место украшает аккуратное здание, увенчанное башенкой. Оно носит имя Палаццо Сенатори (Сенаторский Дворец). В настоящее время этот скромный и изящный дворец служит зданием мэрии. Центр площади украшает бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия, которая сохранилась до нашего времени лишь благодаря чуду. Случилось это из-за того, что в далеком прошлом ее просто перепутали со статуей первого христианского правителя – императора Константина. В наши дни площадь украшает копия статуи – ее оригинал после серьезной реставрации решили поместить в Капитолийский музей.
Неподалеку от мэрии на площади находится Палаццо Консерваторов. В былые времена в нем проводили заседания сенаторы, а сейчас в его здании располагается музей. В середине шестнадцатого столетия это здание сильно перестроили и изменили, как и весь внешний вид площади. Реконструкцию возглавлял сам Микеланджело, по чьему проекту и проводилось строительство. Прямо напротив Палаццо Консерваторов расположен Палаццо Нуово. В нем сейчас находится Капитолийский музей.


А вот это – кусок римской инсулы. Были в древнем Риме дома: это когда один хозяин, одна семья со всеми чадами и домочадцами в отдельном здании. А были вот такие многокватирные высотки, и назывались инсулами. На первом этаже, как водится, лавки и мастерские, на втором – жилье лавочников и мастеровых, а выше съемные квартиры для всех желающих. Ничего не напоминает? Эта инсула «по колено» в землю ушла, а к верхним этажам пристроили христианскую церковь Санта-Мария-ин-Арачели. Сбоку еще прилепился беломраморный монумент Витториано. Вообще странный получился конгломерат, долго можно кругами ходить разглядывать. А ночью давно заброшенные магазины светят пустыми витринами из-под земли…


Спустившись с Капитолийского холма, мы отправляемся на площадь Венеции.
Пьяцца Венеция (Piazza Venezia) — площадь в центре Рима, названная так по одноимённому палаццо Венеция. Площадь расположена у подножия Капитолия и недалеко от Римского форума. Это место ещё во времена Римской республики было важным транспортным пунктом, здесь пересекались Фламиниева дорога с Сервиевой стеной (Porta Fontinalis).
Доминантой площади Венеции является монумент первому королю Италии Виктору Эммануилу Второму, который объединил Италию - Витториано монумент. Находится он на северном склоне холма Капитолия. Во время строительства памятника были снесены целые средневековые кварталы. Проект был разработан Джузеппе Саккони в ампирном духе древнеримской архитектуры. Строительство продолжалось с 1885 по 1935 годы. Частью монумента является двенадцатиметровая бронзовая конная статуя короля. Под ней находится могила Неизвестного солдата, так называемый «Алтарь Отечества». Монумент характеризуется чрезмерной эклектикой и нагромождением различных деталей, характерных для древнеримских сооружений (колонны, барельефы, статуи и др.). По мнению многих, памятник выделяется среди прочих римских зданий, поэтому среди римлян распространены различные снисходительно-презрительные наименования данного монумента: «Пишущая машинка» («Macchina da Scrivere»), «Свадебный торт», «Вставная челюсть» и другие.

От площади Венеции по Виа дей Фори Империали направляемся к Колизею. Виа дей Фори Империали – широкий проспект в центре Рима, соединяющий площадь Венеция и Колизей. Построен по приказу Бенито Муссолини в 1932 году, первоначально назывался via dell’Impero – улица Империи. После войны, ясное дело, переименовали. Проспект проложили поверх императорских Форумов, полностью разрушив, находящийся здесь квартал. Вопрос об ликвидации проспекта стоит давно, так как он разделяет на две части археологическую зону и мешает раскопкам. Вопрос стоит, но сдвинуться все никак не может.
Колонна Траяна 
Колонна Траяна была установлена Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками. Выполнена из 18 блоков карарского мрамора, имеет высоту 29,74 метра (40 м вместе с пьедесталом и капителем) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины. Изначально колона Траяна была увенчана золотым римским орлом, а после смерти императора Траяна на ней была установлена его статуя. В 1588 году по приказу папы Сикста Пятого на колоне была установлена статуя апостола Петра, венчающая колону и по сей день.

Прекрасная Церковь Санта Мария ди Лорето была воздвигнута в 1501 году. Она считается превосходным результатом совместной работы талантливых архитекторов Антонио да Сангалло Младшего и Браманте.

Рядом с Санта Мария ди Лорето находится очень похожая на нее Церковь Пресвятой Девы Марии. Перед ней колонна Траяна

Императорские Форумы
В конце республиканского период Римский форум стал тесен, для того чтобы выполнять административные, религиозные и политические функции. Требовалось его расширение.
Юлий Цезарь был первым, кто начал расширять форум в 46 году до н.э., пристроив Форум Цезаря (Foro di Cesare). Он занимает площадь 160 м х 75 м. Сегодня форум находится частично под сквером и Via dei Fori Imperiali. Август последовал примеру Цезаря и построил второй форум. Площадь форума Августа (Foro di Augusto)была 125 м в длину и шириной 118 м, он был построен в 2 г до н.э. на месте снесенных жилых кварталов. На сегодняшний день сохранилась лишь часть форума Августа. Третий из четырёх императорских форумов Рима - Форум Нервы или Транзиторий (Foro di Nerva o Transitorio). Строительство этого форума было начато при императоре Веспасиане или Домициане, однако закончено лишь в 97 г при Нерве. До наших дней сохранились лишь 2 колонны из белого мрамора, часть стены и рельеф сизображением Минервы. Большая часть этого форума также погребена под Via dei Fori Imperiali. Форум (храм) Мира или Веспасиана (Foro della Pace (Templum Pacis) был построен Веспасианом в 75 году в честь победой над евреями. Храм был построен на месте античного крытого рынка. В IV храм был разрушен для постройки церкви Св. Космы и Демьяна. Форум Траяна (Foro di Traiano) был построен последним из императорских форумов Рима и являлся самым большим форумом. Он был спроектирован архитектором Аполлодором из Дамаска.

В настоящее время сохранились только остатки рынка Траяна.
Это комплекс на террасах из необожженного кирпича, построенный в начале II века тем же архитектором, который спроектировал и форум Траяна - Аполлодор Дамасский.
Здания рынка использовались как склады для пищевых продуктов и места розничной торговли. Для лучшего использования пространства был построен один монументальный фасад, включавший большую полукруглую экседру, которую предваряла колоннада, отделявшая ее от портика на площади напротив.
Внутри размещались мастерские и лавки, лестницы вели на верхние этажи.
Сверху проходила терраса, вдоль которой внизу была улица с торговыми лавками. Эта улица существует и сейчас - улица Бибератика (via Biberatica) - улица пьяниц", название происходит от обнаруженной здесь винной лавке.
Рынок Траяна

Церковь Святых Луки и Мартины на Римском форуме. Перед ним три колонны  – всё что осталось от храма Аполлона Созиана (431 г до н.э.)
Древняя Церковь Санта Лука и Мартина в 1588 г. была передана Папой Сикстом V в ведение Академии живописи Св.Луки, получив , таким образом,достойное посвящение: церковь во имя святых Луки и Мартины. Эту прекрасную церковь отличает высокий купол и красивый фасад - шедевр Пьетро да Картона, который погребен, вместе со своими родственниками в этой церкви.

Римский форум

На Виа дей Фори Империали 
И вот, самое знаменитое строение древнего Рима - Колизей (от лат. colosseus - громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев - амфитеатр, одна из самых больших арен, памятник архитектуры Древнего Рима, главный символ Рима и всей Италии. Его строительство велось на протяжении 8 лет, в 72 - 80 годах как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. Он находится в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами, на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому Дому Нерона.
Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения (наумахии).
Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению. На него стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения. Однако значительная часть амфитеатра уцелела, хотя здание в целом осталось обезображенным. Лучшее отношение пап к величественному памятнику древнего зодчества началось не прежде середины XVIII столетия, и первым принявшим его под свою защиту был Бенедикт XIV (1740-58). Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагренное кровью многих христианских мучеников, и приказал водрузить посреди его арены громадный крест, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя.
В античные времена в римском Колизее происходили сражения гладиаторов, а нынешний парк Цирко Массимо (у подножия холма Палатин) был самым большим римским ипподромом, на котором происходили состязания колесниц.
Два факта про Колизей в голове у меня укладываются с трудом: во-первых, то, что в особо жаркую погоду его накрывали тентом, который натягивали 1000 матросов. Ага, представили тент почти на 200 метров?? А во-вторых, что арена заливалась водой и на ней – внимание! – устраивались морские баталии. Тоже представили?? Скромный такой бассейн – залить, потом слить… Было что-то такое в рабовладельческом строе, что исключало любые невозможности…

Дело было к вечеру, мы устали и решили, что на этот раз хватит. И хотя у нас были куплены билеты на шатл до кемпинга, идти обратно к Ватикану сил уже не было, и мы решили добираться обратно общественным транспортом. Спустились в метро, купили билеты, которые действуют 100 минут. Метро было переполнено, уехали только со вторым поездом. В вагонах римском метрополитена можно переходить из одного вагона в другой. Проехав несколько остановок, мы перепутали и вышли на одну станцию раньше. Хотели войти в метро снова, но оказалось, что наши билеты действуют 100 минут только на автобусы, а в метро по ним можно сделать одну поездку. Пришлось до автобусной остановки одну станцию метро идти пешком, т.к. улица оказалась с односторонним движением, и на автобусе в ту сторону, куда мы направлялись, по ней не доехать. Когда мы дошли до остановки общественного автобуса, оказалось, что и остановка шатла недалеко. Решили подождать шатл. Уставшие, но довольные вернулись в наш кемпинг.
И несколько фото нашего бунгало внутри


Места в нем очень мало, но на пару ночей вполне сойдет)

Надеюсь, вам понравилась небольшая прогулка по Риму. 
Сколько бы дней ни длилась экскурсия по Риму, все равно нереально охватить и малой доли того исторического и культурного богатства, которым обладает этот город. Сюда возвращаются снова и снова. Все дороги по-прежнему ведут в Рим. И для нас, я думаю, эта прогулка по Риму была не последняя)
Часть 1часть 2часть 3часть 4часть 5, часть 6часть 8

7 комментариев:

  1. Прекрасные фотографии! Вот и вновь прогулялась я с вами по улицам и площадям Рима! Сижу, вся в ностальгии и предвкушении новой встречи с великим городом!))) Мы с Катюшей тоже бросали монетки в фонтан Треви. И ели в кафе рядом с ним чудесное мороженое!))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светочка, удачной вам поездки и хороших впечатлений!

      Удалить
    2. а я снова хочу в Италию)))))

      Удалить
  2. Действительно, уставшие ,но довольные! Очень красивый город. И невозможно и за пару поездок весь его постичь, туда бы пожить поехать, хоть на полгода)) Я еще не раз приду перечитывать к тебе)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рим - бесподобен, мечтаю туда хотя бы на недельку попасть)

      Удалить